Календарь Рыбака

Как советские и американские подлодки бились в годы Холодной войны

Приняли информацию и начали погружаться, производя разведку гидрологического разреза. Где-то в 4 час.

Противостояние под водой

Чуть раньше в центральный пост зашел особист Ваня Ряховский, очень порядочный мужик и, дай Бог ему долгие лета, присел на сейф рядом с командирским креслом и шутя говорит: Я ему в шутку ответил: Лодка уже легла на курс, глубина 99 м. Сидим, ждем от радистов бланки с принятыми радиограммами. Секунд через 30 после моего шутливого ответа от сильного двойного удара в носовой части я вылетел из кресла в открытую дверь центрального поста. Часы показывали 4 час. Лодка погружалась с дифферентом 18 градусов на нос. Скорость упала до 7. В этот момент у меня появилась, как метко определил свое состояние во время аварийной ситуации летчик-испытатель Микоян С.

командир американской подводной лодки

Все вокруг виделось резко и отчетливо. Время, казалось, непозволительно замедлилось, манипуляции боцмана и оператора пульта управления корабельными системами производились как при замедленном прокручивании киноплёнки, речь людей звучала растянуто. Физически хотелось всё ускорить. Такое же ощущение у меня было позднее, в другом месте и времени, во время ракетной стрельбы, когда ракета с уже работавшими в шахте двигателями призадумалась дольше положенного времени, прежде чем расстаться с кораблём и экипажем. Подводники поймут, что это может означать. В нынешней же ситуации опасений тоже хватало. Больше всего я опасался, что от удара могла сработать аварийная, в том числе и 1 рода, защита реакторов, турбин и турбогенераторов. Но по вибрации лодки, по показаниям тахометров и падению скорости ощутил, что турбины заработали на задний ход. Позже выяснилось, что сигналы аварийной защиты выпадали, но офицеры-управленцы БЧ-5 грамотно их блокировали и исключили создание катастрофической ситуации. Долгих лет ему жизни. Лодка задержалась на глубине м, выровнялась по дифференту и начала медленно всплывать. На глубине 45 м командир БЧ-5 кап. Эхоледомер показывал толщину льда 1. Можно было приледняться, чтобы тщательнее осмотреться в отсеках. Мне не хотелось отходить далеко от места столкновения, так как первая мысль о причине удара была: Приледнившись и поддув среднюю группу балластных цистерн, рубкой проломили лед. От места удара лодка отошла на 4. После принятия докладов из отсеков и от командиров боевых частей о состоянии материальной части и не получив особо тревожных докладов, решил визуально через командирский перископ осмотреть горизонт. С предосторожностью, очень медленно, руками контролируя натяжение тросов, подняли командирский перископ. Солнце высотой градусов просвечивало сквозь морозную дымку. Вторая трагедия произошла в году. Когда лодка после боевой службы уже держала курс в базу, в девятом отсеке произошёл пожар — погибли 28 человек. После этих двух трагедий лодку считали самой невезучей на флоте и старались избегать на нее назначения. Вячеслава Александровича Дмитрова судьба дважды свела с "К". За год до пожара он выходил на боевую службу в составе экипажа, потом был переведен на другую лодку. Многих из погибших знал лично, поэтому очень тяжело пережил ту трагедию. В году его назначили командовать как раз "К". Алексей выбрал флотскую службу. Когда он оканчивал в году школу, военная служба привлекала немногих — армия и флот разваливались вместе с Советским Союзом. Поэтому из его класса в военно-морском гарнизоне Полярный только трое решили стать военными. В итоге два человека окончили военно-морские училища, один — общевойсковое, а служит сегодня только один Алексей Дмитров, очень рано ставший элитой флота — командиром АПЛ.

Еще адмирал Макаров говорил: Вообще жизнь показала, что если офицер сразу после окончания училища попадет в дружный коллектив профессионалов, то из него будет толк. Капитану 1 ранга Алексею Дмитрову довелось служить на многих кораблях соединения многоцелевых подводных лодок — "Тигр", "Волк", "Леопард", "Вепрь", "Гепард", "Пантера"… Дивизия, получившая в обиходе название "звериная", во многом способствовала командирскому становлению будущего Героя России. Из восьми дальних походов Героя России Дмитрова самый продолжительный состоялся в году и проходил в дальней морской зоне Мирового океана. Дважды — в и годах — подводные лодки под командованием капитана 1 ранга Дмитрова признавались лучшими в Военно-морском флоте России. Командиром лодки Алексей стал в 32 года, году, после окончания Высших специальных офицерских классов. Вот его слова из интервью "Красной звезде": Обстановка в центральном посту была напряженная, по лицам можно было прочитать, у кого что на душе, но если командир ещё шутит, значит всё будет в порядке. Мы оторвались от подводной лодки. В конце этой подводной карусели мы получили приказание следовать в базу, попутно произвести поиск на маршруте подводной лодки, что было нереально с нашими поисковыми возможностями. В район потери контакта прилетали противолодочные самолёты "Орион", которые вели поиск, но нас там уже не было, мы возвращались домой. Необходимо отдать должное Дэвиду Минтону, который смог в этих сложных условиях осуществлять длительное скрытное слежение, показав хорошие командирские качества и высокую профессиональную подготовку. Альфред Семенович Берзин выжал из своей подводной лодки все, что было возможно. Борясь с техническими неполадками, постоянной опасностью столкновения с надводной целью при всплытии под перископ из за плохой слышимости, мы выполнили поставленную задачу, были готовы применить оружие по приказанию. Маневрируя нестандартно, командир заставил в сложных погодных, плохих гидрологических условиях американскую лодку сблизиться с нами, обнаружил ее и в дальнейшем, в тяжелейших условиях смог оторваться от нее, не имея никакого преимущества в технике. Но мы уже включились в гонку вооружений, закладывая на стапелях новые подводные лодки, не уступающие американским Для Д.

Минтона это было приключение века, для А. Разные подходы к событиям, разная оценка. Авантюрные приключения, бравада перед коллегами, столь характерные для американцев, нашли свое отражение в действиях командиров подводных лодок, в том числе и в период второй мировой войны. Хонсю, что командир мог видеть в перископ городской ипподром, Клакринг шутливо обещал привести лодку обратно на очередные скачки. По настоящему командира заинтересовала железнодорожная эстакада, пересекавшая узенький проливчик недалеко от ипподрома. Но так как поезд не показывался, ему пришлось продолжить боевое патрулирование. При возвращении в базу произошел курьезный случай. Мы уже возвращались домой, прошли Корейский пролив, на очередном всплытии на сеанс связи и определение места подводной лодки, обнаружили большую ошибку в месте подводной лодки, откорректировали, пошли дальше. Через 12 часов всплываем под перископ и опять та же невязка в месте лодки, стали думать, в чем дело? Только случайно, взглянув на масштаб карты, установленный на автопрокладчике я увидел ошибку. Ларчик открывался просто, Ю. Воронину переходить с одной навигационной карты на другую во время плавания, устанавливая масштаб новой карты в автопрокладчик.

командир американской подводной лодки

Штурманам была наука на будущее, а от командира этот факт, скрыли, объяснив ошибку в месте течениями, которые не учли. Воронин Василий Александрович, был хороший штурман. Крепкий, высокий, кандидат в мастера спорта по гандболу, пользовался уважением в экипаже, душа любой компании, любил застолье, что в дальнейшем поломало его судьбу и карьеру подводника, о нем у меня остались самые добрые воспоминания он помог мне быстро встать на ноги как штурману. К подчиненным относился требовательно, но никогда не унижал человеческого достоинства. Его любили друзья, товарищи. К сожалению, часто жизнь ломает именно таких. Его уже нет с нами. Встречали нас, как и положено по ритуалу штаб, оркестр и командир дивизии контр-адмирал Вереникин И. Остальные подводные лодки вернулись в базу позже. Впервые мы показали, что на Тихоокеанском флоте создана группировка атомных подводных лодок, способная в короткие сроки развернуться в любой район Тихого океана для отстаивания интересов своей страны. Несмотря на то, что за нами следила подводная лодка, полностью контролировать ситуацию в зоне боевых действий, США не могли, что в дальнейшем повлияло на развитие событий. А ведь внутри помятого железа находились моряка-подводника, и ни у одного из них уважаемые авторы не помыслили как-то прояснить, что же было на самом деле. Уж совсем не грех было бы пообщаться и с командиром корабля, он ещё пока здравствует. На мою попытку подсказать автору книг, где регулярно смотрит на читателя эта фотография, г-ну Мормулю Н. Пусть уважаемые подводники простят мне интригующее начало моего вступления. Я попытаюсь прояснить, как все происходило на самом деле. Я, капитан I ранга Батаев Вячеслав Михайлович , ныне уже в отставке, командовал этим кораблем в том самом боевом походе, когда произошло столкновение с чем-то неизвестным, но менее массивным, чем мой подводный аппарат, внешние последствия которого зафиксированы на этой фотографии. Я уже шесть лет командовал данным кораблём. Наш экипаж был опытной, хорошо сплаванной командой, и я до сих пор низко кланяюсь всем матросам, мичманам, офицерам за то, что имел честь и счастье командовать ими и успешно ходить в любые широты, куда бы нас ни занесло Боевое Распоряжение. В том году наш корабль должен был выйти в месяце марте на боевую службу согласно цикличному графику несения Боевых служб стратегическими подводными лодками. Экипаж в полной мере отработал и сдал все положенные курсовые задачи.

  • Щука на поппер в мае
  • Винты для подвесных лодочных моторов меркурий
  • Эхолот лоуренс для рыбалки
  • Силиконовая приманка турбо
  • Выполнил с отличными оценками практические, ракетную и торпедные стрельбы и был полностью готов к выходу в море для несения боевой службы. Районы боевого патрулирования и маршруты переходов нам не были известны, так как они определялись Боевым распоряжением Генштаба и ГК ВМФ. Обычно наши корабли РПКСН несли боевую службу одиночно, соблюдая максимальную скрытность, находясь в установленной командованием готовности на применение ракетного оружия. К моменту окончания подготовки к выходу в море мы узнали, что по решению Главного штаба ВМФ нашей лодке предстоит часть похода провести в составе тактической группы подводных лодок. Это атомоход из серии полуавтоматов с жидкометаллическим реактором и экипажем, практически полностью состоявшим из офицеров. Ее задачей являлось отвлечение на себя противолодочных сил вероятного противника, уничтожение их с началом боевых действий, способствование отрыву РПКСН от сил ПЛО супостата для дальнейшего выполнения стратегической задачи. Идея эта не нова, но апробировалась она крайне редко, только в масштабах флотских учений. Не существовало и, боюсь, не существует и до сегодняшнего времени чёткой технической возможности нашими гидроакустическими средствами при обнаружении шумящего подводного объекта надёжно определить: Это называется системой опознавания. Лётчики такой проблемы не имели, у них есть и техника, а ещё и глаза, у нас же только совсем не музыкальные уши и штампованный перечень классификационных акустических признаков шумящих целей.

    командир американской подводной лодки

    Любой шумящий объект становился предметом тщательного анализа и рассматривался как возможный противник. Специалисты безграмотно классифицировали, а командир, не пережевав, проглотил их доклад. Попова, но у них нет каждодневного тренинга, а слушать и различать шумы может только человек, которого Господь или природа отметила этим даром. Это я даже не о слухе радиста, хороший акустик из другой ипостаси, это явление штучное как талант. Призывные же комиссии в военкоматах направляли на эту военную специальность пареньков не всегда отличающих шум паровоза от грохота отбойного молотка. Сколько таких бульдозеристов по гражданской специальности приходилось называть акустиками. Командир может доверять опытному слухачу — старшине или мичману, но не волен игнорировать доклад их командира — начальника Радиотехнической Службы. На подводном языке это называется классификация цели. И командир утверждает или не утверждает то, что ему докладывает начальник РТС, сообразуясь со своими знаниями, опытом и тактической обстановкой в данный момент и принимает своё решение. На маршруте движения в целях безопасности подводные лодки были эшелонированы по глубине: Требовалось соблюдать полное радиомолчание. Связь — по необходимости, акустическая ЗПС — звукоподводная связь в кодовом режиме, используя таблицу условных сигналов. При движении, по возможности, находиться в зоне акустической слышимости взаимных шумов. В таком режиме и следовать до точки расхождения. Далее каждая подводная лодка следует по собственному плану. USS Tang принадлежала к довольно крупным субмаринам класса "Балао" и была заложена на на военно-морской верфи Маре Айленд штат Калифорния 15 января года.

    Командиры АПЛ стремительно молодеют

    Спущена на воду 17 августа г. За пять боевых походов "Тэнг" сумела серьезно насолить японцам, отправив на дно 33 судна, водоизмещением тонн, став таким образом одной из самых результативных подлодок в американском флоте. Судьба благоволила подлодке и ее экипажу, но как показала жизнь, лишь до поры до времени Это был ее пятый военный патруль за восемь месяцев операций, и у командира корабля капитана Ричарда Х. За две ночи до этого в надводной атаке японского конвоя они уничтожили три танкера и два транспортных судна. Затем, накануне вечером, 24 октября, они перехватили радиосигналы другого конвоя и незаметно всю ночь преследовали его, а на восходе снова атаковали уже на поверхности. Он повел подводную лодку по новому курсу, обосновался позади торпедного прицела на капитанском мостике, пододвинул стрелку орудийного угломера в сторону носового торпедного отсека и дал команду стрелять. Внезапно один из них подал знак боевой тревоги. При назначении на атомную подводную лодку офицеры, как правило, в составе экипажа проходят подготовку в учебных центрах, после выполнения боевой службы и отпуска - переподготовку на тренажерах. Среднее звено специалистов готовится в шести школах старшин-техников, расположенных в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Владивостоке, Северодвинске, Калининграде, Хабаровске. Срок обучения -два года. После ее окончания вручается диплом по соответствующей специальности и присваивается звание - мичман. В свою очередь выпускники обязаны заключить с Военно-морским флотом контракт на службу на атомной подводной лодке не менее, чем на пять лет. Рядовой состав проходит обучение и подготовку после призыва на флот в течение года в учебных отрядах подводного плавания подплавах , затем почти год обучается под руководством старшин и офицеров на лодке. Сдают зачеты на допуск к самостоятельному обслуживанию своего боевого поста. В этот же период изучаются необходимые сисемы и механизмы, прививаются навыки по обеспечению живучести отсека и подводной лодки. Обязательно отрабатывается взаимозаменяемость на боевых постах.

    Как советская подлодка таранила авианосец США

    Офицерский состав ВМФ при занятии определенной должности и наличии стажа может поступать учиться в Военно-морскую академию им. И тут новый удар — в правый борт! Опять рыскнули… Опять осматриваемся — все в норме. Все да не все. Скорость стала резко падать. Из кормового — седьмого — отсека докладывают — наблюдают биение линии вала. Командир БЧ-5, капитан 2-го ранга инженер Морозов бросился в корму, осмотрел гребной вал — действительно, сильное почти яйцеобразное биение вала. Для сохранения турбины необходимо останавливать ГТЗА — главный турбозубчатый агрегат. Пытаемся понять, что произошло. Ясно, что по нам проехался авианосец, что второй удар пришелся по винту. Первый, по всей вероятности, погнул стабилизатор. Голову, однако, Иванов вешать не стал, хотя общий взгляд на ситуацию не внушал оптимизма. Чтобы выйти на перехват быстроходных кораблей, надо было преодолеть более километров. На такой дистанции любое, даже самое незначительное отклонение от курса приводит к смещению точки встречи на десятки миль, а площадь района нахождения цели превышала полмиллиона квадратных миль. Тем более что данные о первоначальных координатах цели, переданные из Москвы, уже устарели. А уточнить их с помощью самолетов-разведчиков не было ни малейшей возможности. Над Тихим океаном бушевал шторм, и погода была стопроцентно нелетной.

    командир американской подводной лодки

    Но был еще один риск — чтобы перехватить американскую эскадру, надо было в течение полутора суток идти на максимальных скоростях. А это предельное напряжение всех механизмов в условиях, когда любая авария может стать радиационной. И все же Иванов принял решение идти на максимально возможном ходу — 28 узлов около50 километровв час …. Помимо прочего, давило на душу и то, что именно в этом районе всего лишь три месяца назад бесследно исчезла подводная лодка К